Как влияет темперамент на изучение английского языка
Что такое темперамент?
В психологии термин «темперамент» обозначает совокупность индивидуальных свойств психики человека, которые проявляются тем или иным образом в его поведении и деятельности.
Темперамент можно также охарактеризовать как унаследованные свойства нервной системы, оказывающие значительное воздействие на скорость усвоения знаний и формирования ключевых навыков. Именно эти свойства влияют на общую психологическую активность, степень эмоциональности и особенности восприятия индивида; также они оказывают определенное воздействие на внимание и память. Для некоторых людей характерна равномерность психической деятельности: они спокойны и уравновешены, временами могут быть медлительны; их движения всегда целесообразны и скупы. Другие же, напротив, подвижны, беспокойны, шумны и всегда находятся в крайне оживленном состоянии.
Темперамент определяется не тем, что человек делает, а тем, как он это делает.
Уже известно, что способность к изучению иностранного языка во многом зависит от особенностей психики: в том числе от скорости восприятия, сосредоточения внимания, индивидуального темпа обучения. Именно поэтому все студенты совершенно по-разному осваивают и изучают новый язык.
Общеизвестны четыре основных типа темперамента. Рассмотрим более подробно каждый из них и постараемся выделить основные особенности, влияющие на процесс изучения английского языка.
Холерик
Обладатель действительно «непростого» темперамента, холерик неуравновешен, вспыльчив, подвижен. Поддерживать с ним беседу зачастую сложно, и сам он может страдать от собственной раздражительности и вспыльчивости, однако бороться с этим крайне сложно.
Тем не менее, если холерик заинтересован чем-то, то проявляет завидную инициативность, а энергии ему не занимать.
Все эти качества как нельзя лучше подходят для изучения иностранного языка, и потому освоение английской лексики, грамматики и разговорных навыков дается холерику легко – как говорится, «схватывает на лету». По натуре холерики обычно экстраверты: они стремятся к новым контактам, интересному общению, и их редко смущает языковой барьер. Помимо того, холерик обладает отличной вербальной памятью, а ускоренная речевая реакция способствует более быстрому и легкому освоению языка. Следует отметить также такие факторы, как отсутствие усидчивости и эмоциональные перепады, которые уже могут неблагоприятно сказаться на прогрессе обучения.
Сангвиник
Этот тип обычно деятелен и продуктивен в работе, если она ему интересна, легко приспосабливается к новым обстоятельствам и условиям, так же легко вступает в контакт с новыми людьми. Характерна непоседливость, потребность в новых впечатлений. Может испытывать затруднения при выполнении монотонной, рутинной работы, упражнений. Поэтому методы обучения, связанные с многократным повторением, заучиванием, ему не подходят вообще. Находится в вечном поиске, и это зачастую мешает добиться единственной намеченной цели.
Затруднений в изучении английского не испытывает – за исключением тех, о которых уже было сказано. Его общительность и обаятельность способствует стремительному развитию речевых навыков и освоению навыка восприятия иностранной речи на слух. Также помогает характерно высокий темп усвоения знаний.
Флегматик
Отличительные черты типа – некоторая медлительность, спокойствие в действиях, чуть замедленная мимика и речь; флегматик может долго и упорно работать над одним и тем же проектом (упражнением, заданием), совершенно безропотно перенося монотонность действий. Он по-настоящему настойчив и упорен, не понимает пустой болтовни и крайне редко выходит из себя. Для этого типа также характерно рассчитывать свои силы заранее и доводить дело до логического финала.
Флегматик обладает низким уровнем продуктивности речевой памяти и потому может испытывать ряд затруднений с разговорной речью. Ему нужно определенное время для того, чтобы привыкнуть к собеседнику, довериться ему, установить контакт. Но его способность к выполнению работы, требующей выдержки и постоянства, впечатляет.
Меланхолик
Сдержанный и нерешительный меланхолик эмоционально раним, ему свойственны самые разнообразные тревоги и страхи, которые мешают, конечно же, и продуктивному изучению языка. Сильные воздействия, эмоциональные потрясения могут вызвать у меланхолика негативную реакцию, и отказ от продолжения деятельности.
Повышенная тревожность меланхолика при изучении языка препятствует вступлению в вербальный контакт, поэтому освоения речевого навыка может быть замедлено – по сравнению с представителями других типов (холерик, сангвиник). Однако если «втянуть» меланхолика в разговор, он покажет себя как глубокий и вдумчивый собеседник, в большей степени, чем другие студенты, способный к интересному диалогу. Также к достоинствам типа можно отнести способность изучать язык индивидуально – то есть отсутствие потребности в коллективе.
На самом деле отдельные типы темперамента практически не встречаются в чистом виде; то есть речь идет лишь о преобладании и сочетании свойств определенных типов, именно они и определяют поведение человека.
Изучение английского языка в любом случае требует систематической и усердной работы. Студент должен четко понимать, ради чего он тратит свое время и силы, иметь мотивацию и конкретную цель. Знание особенностей темперамента человека поможет повысить продуктивность учебного процесса, подобрав индивидуальный «ключик».
К сожалению, очень часто различиями темпераментов пренебрегают, и это приводит к совершенно непедагогичному и неплодотворному сравнению учеников друг с другом, а со стороны учеников – к разного рода комплексам и прочим неприятным последствиям осознания собственного несовершенства. На самом же деле именно в этих индивидуальных особенностях каждого человека как раз содержатся основы успешного усвоения английского и развития в целом.
Enjoy your English!